Всем привет!
Хочу поделиться отчетом о нашем путешествии в Северную Карелию на острова Белого моря. Материала много, прошу не ломать тему, я обязательно скажу когда закончу повествование.
Итак, поехали!
Последний раз поездка в Северную Карелию была в далеком 2019 году, хотя планы по следующим выездам обычно строятся по дороге домой. Но случился ковидный 2020 год, поездка отложилась, а в 21 год выдался интересным: родилась дочка, поменял работу и в итоге отпуск провели в энергосберегающем режиме на берегу Черного моря. Но наши сердца принадлежат Северу, поэтому было решено, что «Северная Карелия 2022» обязательно сбудется!
Шло время, были изучены многие гигабайты видео в интернете, просмотрены кучи отчетов по форумам, но ясность куда же мы поедем так и не появилась. Пока мы не встретились с ребятами, с которыми еще в 2019 году стояли на одном острове. Они рассказали про место на Белом море, на котором они были, но так понравилось, что хотят вернуться и предложили ехать вместе. Мы, конечно, с радостью согласились. Тем более, что там они познакомились с местным жителем, который обещал помочь с заброской!
Началась стадия подготовки и ожидание выезда. Немного обновил лагерь, были куплены две больше быстросборные палатки, закуплены раскладушки, приобретена вторая маленькая лодка-прицеп к основной для заброски, ну и по мелочи докуплены необходимые снасти.
Время пролетело быстро, команда сформирована, прицепы загружены и буквально за пару дней до выезда ломается машина у товарища. Было решено ехать одним, а народ нас догонит дня через три.
Ранним субботним утром в направлении Петрозаводска выехала одна машина, вместо ожидаемых трех. Это выдвинулась моя семья в поисках новых приключений)) Ехали мы через платник Москва-Питер, куда попали в районе Твери, так как стартовали с дачи. Дорога осталась хорошей, ровной и безумно скучной. Зато появились большие сетевые заправки и придорожные кафе, это радовало, расход моя машина с прицепом показывала рекордные 20л/100км.
Мы решили не спешить и запланировали пару мест для посещения. Первое – мемориал в деревне Мясной бор, посвященный памяти второй ударной армии, которая полностью погибла в фашистском котле. Деревня находится сразу после съезда с платника в сторону Чудово. Пока я готовил небольшую лекцию для своей семьи, перебрал много информации, от которой еще несколько дней ходил под впечатлением. У кого будет возможность посетить мемориал – обязательно надо это сделать!
Следующей точкой был фермерский ресторан в Доможирово. Место исключительно туристическое, очень многолюдно, приезжают целые экскурсионные автобусы. Но, что удивительно, очень вкусно и хорошее обслуживание. Также интересная местность вокруг с мини зоопарком. Рекомендую выпечку и вкуснейший квас. Ссылка - О нас, Деревенский ресторан Фермер
Так, не спеша, добрались до гостиницы, где планировали переночевать и отдохнуть перед вторым, самым сложным участком пути до места, откуда будем забрасываться на острова. Да, кстати, наш проводник пропал и не выходил на связь уже как две недели, ехали мы непонятно куда, а ориентиром служила сохраненная картинка яндекс карты в телефоне с размазанной точкой на ней. В гостинице встретился с другом, который с командой отправлялся на Пяозеро. Выпили пару пива за встречу и пошли спать, завтра у всех ожидался сложный день.
Второй день дороги выдался ничем не примечательный, кроме последних километров 60, наверное, которые превратились из мелких камней в большие, между которыми нужно было аккуратно маневрировать, чтобы не повредить машину и прицеп. В поселок мы прибыли часам к 3 дня. Место, где он находится очень красивое – на верху сопки, по центру которой проходит огромная гладкая скала. Связь только спутник или местный таксофон, с которого можно БЕСПЛАТНО звонить на мобильные номера, правда он не работал последние пару недель, поэтому и проводник не мог выйти на связь, и электричество – вот все блага 21 века. С помощью местного инфоцентра – небольшого магазинчика узнали где проживает наш проводник и направились к нему.
Новости нас ожидали не самые лучшие. Заброска была возможна только по приливу – его карбас уже обсох, а прилив будет в 2 часа ночи, еще и море разбушевалось – волны с белыми барашками. Карбас – это деревянная лодка, которая является одной из основных у поморов. Зато было и хорошее известие, рядом есть место, где можно подъехать на машине прямо к воде, чтобы собрать лодки и загрузить вещи. Это очень порадовало, в 2019 году мы всё таскали по огромной лестнице – тот еще фитнес получился.
Развернувшись на узкой скалистой дороге, мы отправились к месту выброски, которое еще раз доказало, что сложности забросок в дикие места есть единственно верное решение для хорошего отдыха. На небольшом пятачке земли теснились палатки множества разных лагерей, кругом был шум от работающих генераторов, лес и все ближайшие кусты были засраны в прямом и переносном смысле, люди сидели друг у друга на головах, а встречал нас большой толстый мужик, который, держась за дерево, неистово блевал. Я кое как протиснулся на машине поближе к воде. Когда заглушил мотор, в салоне воцарилась потрясенная тишина, даже дети круглыми глазами смотрели вокруг и были в шоке.
Немного придя в себя, перекусили и начали сборы. Пока качается лодка, таскаем вещи поближе к воде. Вещей много, а лодочки всего две)) Кстати, в рамках подготовки к выезду были куплены большие на 120л гермомешки, на баллоны лодки-прицепа с двух сторон приклеил кольца, чтобы с помощью стяжек закрепить мешки прямо на баллонах. Сразу скажу, что идея удачная, очень удобно получилось, могу смело рекомендовать!
Лодки спущены на воду, нагружены по полной программе, пришвартованы на линии прилива, который уже начался. Время около 11 вечера. Мы заранее поставили одну палатку, чтобы жена с мелкой могли немного отдохнуть, и я решил присоединиться к ним. Крики, музыка, песни и генераторы так и не дали уснуть, но хотя бы старшего уложил. А когда около полуночи началась стрельба, вылез из палатки и пошел к ближайшему костру, где было по тише. За разговором о рыбалке время пролетело быстро, наш проводник подходит к берегу. Быстро собираю палатку, догружаем оставшиеся вещи, устраиваемся сами и вперед, идти нам около 25 километров по морю, которое, как сказал местный, «успокоилось, но накат остался».
Шли мы не быстро, около 10 км/ч. Акватория очень сильно отличается от той, где мы были в 2019 году. Много отмелей, подводных скал, огромных булыжников и всё это разнообразие можно пройти только по полной воде, зная маршрут. Идти старались салмами(проливами) между островов, прикрываясь от наката, но был момент, когда надо было пересечь открытое море. Волна была метра 1,5-2 и поколбасило неплохо, но спасало то, что она была длинная, не била сильно в лодку.
Доплыли до места стоянки, из последних сил поставили наш лагерь и часов в 12 дня я вырубился спать. Лагерь состоял из 2 жилых палаток, кухни, шатра, туалета и позже поставил баню. В Северной Карелии, особенно на Белом море, не так просто крепиться к земле из-за ее отсутствия, в основном, под тобой скала или камень. Приходится придумывать якоря из булыжников или вязаться к кустам и деревьям.
С дровами проблем не было – очень много бревен, выброшенных морем на берега. Во время прилива аккуратно подходишь и пилишь сколько тебе нужно. Зато была огромная проблема с водой! В прошлый раз рядом было много источников пресной воды, в том числе и родники с чистой питьевой, на этот раз мы не смогли найти ничего подобного. Хорошо, что был запас детской воды для самых молодых путешественников, а вот мы потом варили супы, делали чай и все остальное на дождевой воде, собранной в лужах на скалах. Минус был в том, чтобы в такой воде нет солей - ею не напьешься. Эх, я бы дорого заплатил за банку пива или бутылку холодного кваса. Радует, что рядом было болотце с условно пресной водой для бани, её мы топили через день и с большим удовольствием парились.
Первые дни стояла шикарная теплая солнечная погода. Всей семьей купались в море, ходили на рыбалку в море. Рыбные места нашли совсем недалеко от нашей стоянки. Как и раньше, смотрели в картплоттер и выглядывали интересный рельеф, чтобы с перепадами, с пупками, вот там хорошая треска и брала. Ловили на классический джиг и отводной поводок. На отводной брала лучше и было меньше зацепов об скалы, водоросли и камни. Приманкой служила яркая силиконовая рыбка или твистер на большом оффсетном крючке с подсадкой креветки. Можно и без нее, но поклевок заметно меньше. Сын меня перелавливал каждый день, чему я был очень радJ Вообще, трески можно было натаскать сколько хочешь, но заготовкой не занимались, брали только то, что съедим. На столе всегда были котлеты, жареная рыба и копченая.
Пару раз выбирались с женой и сыном погулять по тайге. Ходили недалеко, километра по 3-4 в сторону. По дороге встречались интересные постройки времен СССР. На одну из башен я собрался залезть, но под моей рукой она вся пошла ходуном, восхождение было решено отменить. Добрались до внутреннего озера с другой стороны острова в надежде найти пресную воду, к сожалению, озеро во время прилива соприкасается с морем, поэтому соленое. Зато наелись морошки и черники, которых в тайге было без меры. Также полюбовались лосем и медведем, но не успели запечатлеть на фото. Кстати, живности в тех краях очень много. Пару раз выходил заинтересованный медведь, по лагерю постоянно носился безумный заяц, полно всякой водоплавающей птицы.
Через три дня после заброски добрались и наши товарищи.
Оказалось, что я напутал точки и встал немного не там, где планировали, поэтому стояли мы не вместе, а двумя лагерями в пешей и водной доступности друг от друга. Пока народ обустраивался, отдыхал от долгой дороги, сбивал тремор ловлей трески в море, мы распланировали еще одно мероприятие. Рядом с местом нашей дислокации находится система озер, которая с двух сторон соединена морем, то есть вода в них опресненная, солоноватая. По описанию товарищей рыбы там просто немеряно, но дойти туда не просто: необходимо пройти два морских порога. Если первый по полной воде можно пройти на веслах, то второй точно придется переносить. Из-за этого пришлось отказаться от моей большой лодки и тяжелого мотора в пользу маленькой, которая служит прицепом во время заброски. Использовать ее по прямому назначению я не планировал и весла с банками(сиденья) оставил дома. Весла прикрутили от большой лодки, а вместо банки решено было использовать ящик для продуктов, сына я посадил в нос на кучку жилетов, чтоб было помягче и теплее. Уйти нам удалось со второго раз. В первый раз в запланированное время немного промахнулись – был уже полный прилив, и мы не прошли бы пороги. На следующий день за нами пришла лодка товарища, сцепились и погнали в поисках приключений.
Первый порог прошли отлично, я с сыном так вообще не сходили на землю – на веслах, ребята пару раз выходили, но лодки проволокли по воде. На втором было сложнее, но народу много, лодки прост перенесли на руках. И вот оно – озеро моей мечтыJ Пока я вязал спиннинги себе и малому, народ уже сделал по паре забросов и сразу пошли жадные поклевки очень хороших окуней и щук. Снарядившись, мы также не отставали. Я быстро насытился, зато сын с горящими глазами продолжал таскать мерных окуней, основную часть которых мы отправляли обратно в воду, себе брали только особо выдающихся. Время пролетело быстро и, снова зацепившись за лодку с мотором, пошли в сторону стоянки, где решили перекусить. Пока доставали припасы, с берега раздался крик сына «ЩУУУКААА», он самостоятельно достал первую в своей жизни хищницу и сразу порядка двух килограмм, счастью не было предела :)
Долго засиживаться не стали и через час снова были на воде. Пробовали ловить рядом со стоянкой, но результаты оказались намного хуже, было решено идти ближе к порогу, там рыбы явно было больше, возможно, сказывалось наличие рядом моря и соленой воды.
Мы продолжали ловить окуней, а друзья рядом вытащили пару щук на 4 и 5 кг, а третью не смогли поднять на борт, полчаса борьбы и слом тройника, рыбка там была явно серьезная. Как обычно, только я поменял приманку на побольше, решив выловить щуку своей мечты, нас накрывает ливень. Причем такой, что через минуту мы были мокрые полностью. Кое как дошли до стоянки, соорудили временное укрытие из найденной там же пленки. Переждав непогоду, развели костер, просушились и время было идти в сторону базы, на обратном пути мы решили еще половить.
Первая лодка быстро встала на глиссер и ушла вперед, мы на прицепе шли со второй. И тут сложились все обстоятельства для происшествия. Я слишком близко поставил ящик к носу и сидел, расслабившись, спиной в сторону движения, вязал петельку на спиннинге, а тягач дал слишком много газа. Моя лодочка цепляет носом воду, которая быстро заливается через борт, я только успеваю крикнуть «СТОЙ», и меня вместе с ящиком начинает кренить в сторону. Чтобы не выпасть, цепляюсь за противоположный леер, пытаюсь затянуть себя обратно и понимаю, что переворачиваю лодку. Учитывая, что в лодке сын, принимаю единственное верное решение – отцепляюсь от леера и падаю в воду. Мокрая тяжелая одежда и болотные сапоги, которые были пристегнуты к ремню, тянут вниз, но на руках выгребаю и бьюсь головой о дно лодки, ее стянуло на место моего падения. Пришлось еще раз поднырнуть и выплывать в сторону. Сын очень испугался, но догадался вынуть из держателя весло и подать мне – молодец, очень им горжусь. По веревке переплыл к большой лодке, кое-как скинул сапоги и передал на борт, волоком дотащились до ближайшей скалы. Пока я переодевался и сушился, по рации передали друзьям, что у на ЧП.
Этот случай быстро поставил меня на место. Север не любит, когда нарушают правила, и цена этого бывает очень высока. Я был без жилета, он валялся рядом. Высокие сапоги никогда нельзя пристегивать к ремню, находясь в лодке. Отстегнуть их в воде почти нереально, а воды они набирают очень много и быстро тянут ко дну. Все более-менее ценные вещи должны быть в гермоупаковке и зафиксированы в лодке. Я потерял два собранных спиннинга и пару коробок приманок. Что совсем немного по сравнению с тем, как могло бы закончиться. Можно сказать - дешево откупился, духи озера обошлись малым. Друзья, всегда серьезно относитесь к правилам безопасности! Я получил урок, который никогда не забуду. И уж точно никогда не забуду испуганный крик своего ребенка.
Ни о какой рыбалке не могло быть уже и речи, время прилива мы тоже упустили, поэтому скорым темпом пошли в сторону порогов. На прицепе я шел один, мелкого посадили в большую лодку. Быстро прошли первый порог, хотя утром он нам показался сложным, и подошли ко второму, который буквально недавно мы с легкостью прошли. Минут 15 мы стояли и решали - как же преодолеть быструю реку, которая вся в больших и поменьше булыжниках. Из-за ливня поменялся уровень воды, и тихий спокойный порог превратился в быстрый поток между камней. Было сложно, но мы справились. Все промокли, устали, но прошли. Это был самый интересный мини-поход за весь отпуск! Кстати, рыбку жарили, солили и коптили. По вкусу северная щука и окунь сильно отличаются от рыб центральной России в лучшую сторону, а еще, как бы это не звучало странно, но они бескостные. Из костей только позвоночник и ребра. Удивительно, но факт!
Остаток отпуска пролетел быстро. Жили по циклу приливов и отливов, собирали ягоду, ловили рыбу, парились в бане и купались в море, вечерами общались с друзьями, которых видим не так часто, как хотелось бы. Познакомился с интересными людьми, которые стояли рядом. Они путешествуют на огромном катамаране, который очень бодро идет даже под 6 сильным мотором. Погода была разная. В один день задул серьезный северный ветер. Из-за халатного отношения к установке некоторых палаток сложились шатер, туалет и баня, но быстро поправили и зафиксировали растяжками как надо. Пришло время выбрасываться на материк.
Ожидание нашего проводника не увенчалось успехом, он так и не пришел. Шли до машины своими силами по треку картплоттера. Было немного боязно, особенно, когда он показывал 20 сантиметров глубины, но в итоге дошли удачно. Материк нас встречал еще большим количеством машин, лодок, людей и разных звуков. Подвинув лодки, кое как пристали к берегу. Палатки стояли так плотно, что мне стоило большого труда выехать на машине и не наехать на чужое имущество. Дальше были рутинные сборы, загрузка прицепа, подготовка к дальней дороге. Последний взгляд на море, скалы, пытаюсь запечатлеть надолго, ведь еще целый год я такой красоты не увижу, садимся в машину и трогаемся в сторону дома.
Заехали в магазин в самой деревне и поняли, что купить нечего. Даже обычной воды нет. Минут через 15 приуныла машина, показав целый набор предупреждений. Скинув клемму, сбросил ошибки, но все равно заводилась только с перегазовкой, на холостых троила, а через пару часов снова вылезала куча ошибок. Такая ситуация была первый раз за много лет и почти 300 тысяч километров путешествий, но Пилот довез до дома почти 2000км. Оказалось, что забился клапан ЕГР, его почистили и наш Бегемот снова в строю.
Еще столкнулись с тем, что очень сложно найти жилье, даже в четверг – все занято. Рядом с Петрозаводском так и не смогли забронировать что-то вменяемое, ночевали в мотеле за столицей Карелии. Во всём остальном возвращение прошло ровно, в обед субботы мы уже парковались около дачи. Наше центральное семейное путешествие было завершено!
Уже по дороге назад мы начали анализировать ошибки, которые допустили во время отпуска. Приведу некоторые из них.
Хочу поделиться отчетом о нашем путешествии в Северную Карелию на острова Белого моря. Материала много, прошу не ломать тему, я обязательно скажу когда закончу повествование.
Итак, поехали!
Последний раз поездка в Северную Карелию была в далеком 2019 году, хотя планы по следующим выездам обычно строятся по дороге домой. Но случился ковидный 2020 год, поездка отложилась, а в 21 год выдался интересным: родилась дочка, поменял работу и в итоге отпуск провели в энергосберегающем режиме на берегу Черного моря. Но наши сердца принадлежат Северу, поэтому было решено, что «Северная Карелия 2022» обязательно сбудется!
Шло время, были изучены многие гигабайты видео в интернете, просмотрены кучи отчетов по форумам, но ясность куда же мы поедем так и не появилась. Пока мы не встретились с ребятами, с которыми еще в 2019 году стояли на одном острове. Они рассказали про место на Белом море, на котором они были, но так понравилось, что хотят вернуться и предложили ехать вместе. Мы, конечно, с радостью согласились. Тем более, что там они познакомились с местным жителем, который обещал помочь с заброской!
Началась стадия подготовки и ожидание выезда. Немного обновил лагерь, были куплены две больше быстросборные палатки, закуплены раскладушки, приобретена вторая маленькая лодка-прицеп к основной для заброски, ну и по мелочи докуплены необходимые снасти.
Время пролетело быстро, команда сформирована, прицепы загружены и буквально за пару дней до выезда ломается машина у товарища. Было решено ехать одним, а народ нас догонит дня через три.
Ранним субботним утром в направлении Петрозаводска выехала одна машина, вместо ожидаемых трех. Это выдвинулась моя семья в поисках новых приключений)) Ехали мы через платник Москва-Питер, куда попали в районе Твери, так как стартовали с дачи. Дорога осталась хорошей, ровной и безумно скучной. Зато появились большие сетевые заправки и придорожные кафе, это радовало, расход моя машина с прицепом показывала рекордные 20л/100км.
Мы решили не спешить и запланировали пару мест для посещения. Первое – мемориал в деревне Мясной бор, посвященный памяти второй ударной армии, которая полностью погибла в фашистском котле. Деревня находится сразу после съезда с платника в сторону Чудово. Пока я готовил небольшую лекцию для своей семьи, перебрал много информации, от которой еще несколько дней ходил под впечатлением. У кого будет возможность посетить мемориал – обязательно надо это сделать!
Следующей точкой был фермерский ресторан в Доможирово. Место исключительно туристическое, очень многолюдно, приезжают целые экскурсионные автобусы. Но, что удивительно, очень вкусно и хорошее обслуживание. Также интересная местность вокруг с мини зоопарком. Рекомендую выпечку и вкуснейший квас. Ссылка - О нас, Деревенский ресторан Фермер
Так, не спеша, добрались до гостиницы, где планировали переночевать и отдохнуть перед вторым, самым сложным участком пути до места, откуда будем забрасываться на острова. Да, кстати, наш проводник пропал и не выходил на связь уже как две недели, ехали мы непонятно куда, а ориентиром служила сохраненная картинка яндекс карты в телефоне с размазанной точкой на ней. В гостинице встретился с другом, который с командой отправлялся на Пяозеро. Выпили пару пива за встречу и пошли спать, завтра у всех ожидался сложный день.
Второй день дороги выдался ничем не примечательный, кроме последних километров 60, наверное, которые превратились из мелких камней в большие, между которыми нужно было аккуратно маневрировать, чтобы не повредить машину и прицеп. В поселок мы прибыли часам к 3 дня. Место, где он находится очень красивое – на верху сопки, по центру которой проходит огромная гладкая скала. Связь только спутник или местный таксофон, с которого можно БЕСПЛАТНО звонить на мобильные номера, правда он не работал последние пару недель, поэтому и проводник не мог выйти на связь, и электричество – вот все блага 21 века. С помощью местного инфоцентра – небольшого магазинчика узнали где проживает наш проводник и направились к нему.
Новости нас ожидали не самые лучшие. Заброска была возможна только по приливу – его карбас уже обсох, а прилив будет в 2 часа ночи, еще и море разбушевалось – волны с белыми барашками. Карбас – это деревянная лодка, которая является одной из основных у поморов. Зато было и хорошее известие, рядом есть место, где можно подъехать на машине прямо к воде, чтобы собрать лодки и загрузить вещи. Это очень порадовало, в 2019 году мы всё таскали по огромной лестнице – тот еще фитнес получился.
Развернувшись на узкой скалистой дороге, мы отправились к месту выброски, которое еще раз доказало, что сложности забросок в дикие места есть единственно верное решение для хорошего отдыха. На небольшом пятачке земли теснились палатки множества разных лагерей, кругом был шум от работающих генераторов, лес и все ближайшие кусты были засраны в прямом и переносном смысле, люди сидели друг у друга на головах, а встречал нас большой толстый мужик, который, держась за дерево, неистово блевал. Я кое как протиснулся на машине поближе к воде. Когда заглушил мотор, в салоне воцарилась потрясенная тишина, даже дети круглыми глазами смотрели вокруг и были в шоке.
Немного придя в себя, перекусили и начали сборы. Пока качается лодка, таскаем вещи поближе к воде. Вещей много, а лодочки всего две)) Кстати, в рамках подготовки к выезду были куплены большие на 120л гермомешки, на баллоны лодки-прицепа с двух сторон приклеил кольца, чтобы с помощью стяжек закрепить мешки прямо на баллонах. Сразу скажу, что идея удачная, очень удобно получилось, могу смело рекомендовать!
Лодки спущены на воду, нагружены по полной программе, пришвартованы на линии прилива, который уже начался. Время около 11 вечера. Мы заранее поставили одну палатку, чтобы жена с мелкой могли немного отдохнуть, и я решил присоединиться к ним. Крики, музыка, песни и генераторы так и не дали уснуть, но хотя бы старшего уложил. А когда около полуночи началась стрельба, вылез из палатки и пошел к ближайшему костру, где было по тише. За разговором о рыбалке время пролетело быстро, наш проводник подходит к берегу. Быстро собираю палатку, догружаем оставшиеся вещи, устраиваемся сами и вперед, идти нам около 25 километров по морю, которое, как сказал местный, «успокоилось, но накат остался».
Шли мы не быстро, около 10 км/ч. Акватория очень сильно отличается от той, где мы были в 2019 году. Много отмелей, подводных скал, огромных булыжников и всё это разнообразие можно пройти только по полной воде, зная маршрут. Идти старались салмами(проливами) между островов, прикрываясь от наката, но был момент, когда надо было пересечь открытое море. Волна была метра 1,5-2 и поколбасило неплохо, но спасало то, что она была длинная, не била сильно в лодку.
Доплыли до места стоянки, из последних сил поставили наш лагерь и часов в 12 дня я вырубился спать. Лагерь состоял из 2 жилых палаток, кухни, шатра, туалета и позже поставил баню. В Северной Карелии, особенно на Белом море, не так просто крепиться к земле из-за ее отсутствия, в основном, под тобой скала или камень. Приходится придумывать якоря из булыжников или вязаться к кустам и деревьям.
С дровами проблем не было – очень много бревен, выброшенных морем на берега. Во время прилива аккуратно подходишь и пилишь сколько тебе нужно. Зато была огромная проблема с водой! В прошлый раз рядом было много источников пресной воды, в том числе и родники с чистой питьевой, на этот раз мы не смогли найти ничего подобного. Хорошо, что был запас детской воды для самых молодых путешественников, а вот мы потом варили супы, делали чай и все остальное на дождевой воде, собранной в лужах на скалах. Минус был в том, чтобы в такой воде нет солей - ею не напьешься. Эх, я бы дорого заплатил за банку пива или бутылку холодного кваса. Радует, что рядом было болотце с условно пресной водой для бани, её мы топили через день и с большим удовольствием парились.
Первые дни стояла шикарная теплая солнечная погода. Всей семьей купались в море, ходили на рыбалку в море. Рыбные места нашли совсем недалеко от нашей стоянки. Как и раньше, смотрели в картплоттер и выглядывали интересный рельеф, чтобы с перепадами, с пупками, вот там хорошая треска и брала. Ловили на классический джиг и отводной поводок. На отводной брала лучше и было меньше зацепов об скалы, водоросли и камни. Приманкой служила яркая силиконовая рыбка или твистер на большом оффсетном крючке с подсадкой креветки. Можно и без нее, но поклевок заметно меньше. Сын меня перелавливал каждый день, чему я был очень радJ Вообще, трески можно было натаскать сколько хочешь, но заготовкой не занимались, брали только то, что съедим. На столе всегда были котлеты, жареная рыба и копченая.
Пару раз выбирались с женой и сыном погулять по тайге. Ходили недалеко, километра по 3-4 в сторону. По дороге встречались интересные постройки времен СССР. На одну из башен я собрался залезть, но под моей рукой она вся пошла ходуном, восхождение было решено отменить. Добрались до внутреннего озера с другой стороны острова в надежде найти пресную воду, к сожалению, озеро во время прилива соприкасается с морем, поэтому соленое. Зато наелись морошки и черники, которых в тайге было без меры. Также полюбовались лосем и медведем, но не успели запечатлеть на фото. Кстати, живности в тех краях очень много. Пару раз выходил заинтересованный медведь, по лагерю постоянно носился безумный заяц, полно всякой водоплавающей птицы.
Через три дня после заброски добрались и наши товарищи.
Оказалось, что я напутал точки и встал немного не там, где планировали, поэтому стояли мы не вместе, а двумя лагерями в пешей и водной доступности друг от друга. Пока народ обустраивался, отдыхал от долгой дороги, сбивал тремор ловлей трески в море, мы распланировали еще одно мероприятие. Рядом с местом нашей дислокации находится система озер, которая с двух сторон соединена морем, то есть вода в них опресненная, солоноватая. По описанию товарищей рыбы там просто немеряно, но дойти туда не просто: необходимо пройти два морских порога. Если первый по полной воде можно пройти на веслах, то второй точно придется переносить. Из-за этого пришлось отказаться от моей большой лодки и тяжелого мотора в пользу маленькой, которая служит прицепом во время заброски. Использовать ее по прямому назначению я не планировал и весла с банками(сиденья) оставил дома. Весла прикрутили от большой лодки, а вместо банки решено было использовать ящик для продуктов, сына я посадил в нос на кучку жилетов, чтоб было помягче и теплее. Уйти нам удалось со второго раз. В первый раз в запланированное время немного промахнулись – был уже полный прилив, и мы не прошли бы пороги. На следующий день за нами пришла лодка товарища, сцепились и погнали в поисках приключений.
Первый порог прошли отлично, я с сыном так вообще не сходили на землю – на веслах, ребята пару раз выходили, но лодки проволокли по воде. На втором было сложнее, но народу много, лодки прост перенесли на руках. И вот оно – озеро моей мечтыJ Пока я вязал спиннинги себе и малому, народ уже сделал по паре забросов и сразу пошли жадные поклевки очень хороших окуней и щук. Снарядившись, мы также не отставали. Я быстро насытился, зато сын с горящими глазами продолжал таскать мерных окуней, основную часть которых мы отправляли обратно в воду, себе брали только особо выдающихся. Время пролетело быстро и, снова зацепившись за лодку с мотором, пошли в сторону стоянки, где решили перекусить. Пока доставали припасы, с берега раздался крик сына «ЩУУУКААА», он самостоятельно достал первую в своей жизни хищницу и сразу порядка двух килограмм, счастью не было предела :)
Долго засиживаться не стали и через час снова были на воде. Пробовали ловить рядом со стоянкой, но результаты оказались намного хуже, было решено идти ближе к порогу, там рыбы явно было больше, возможно, сказывалось наличие рядом моря и соленой воды.
Мы продолжали ловить окуней, а друзья рядом вытащили пару щук на 4 и 5 кг, а третью не смогли поднять на борт, полчаса борьбы и слом тройника, рыбка там была явно серьезная. Как обычно, только я поменял приманку на побольше, решив выловить щуку своей мечты, нас накрывает ливень. Причем такой, что через минуту мы были мокрые полностью. Кое как дошли до стоянки, соорудили временное укрытие из найденной там же пленки. Переждав непогоду, развели костер, просушились и время было идти в сторону базы, на обратном пути мы решили еще половить.
Первая лодка быстро встала на глиссер и ушла вперед, мы на прицепе шли со второй. И тут сложились все обстоятельства для происшествия. Я слишком близко поставил ящик к носу и сидел, расслабившись, спиной в сторону движения, вязал петельку на спиннинге, а тягач дал слишком много газа. Моя лодочка цепляет носом воду, которая быстро заливается через борт, я только успеваю крикнуть «СТОЙ», и меня вместе с ящиком начинает кренить в сторону. Чтобы не выпасть, цепляюсь за противоположный леер, пытаюсь затянуть себя обратно и понимаю, что переворачиваю лодку. Учитывая, что в лодке сын, принимаю единственное верное решение – отцепляюсь от леера и падаю в воду. Мокрая тяжелая одежда и болотные сапоги, которые были пристегнуты к ремню, тянут вниз, но на руках выгребаю и бьюсь головой о дно лодки, ее стянуло на место моего падения. Пришлось еще раз поднырнуть и выплывать в сторону. Сын очень испугался, но догадался вынуть из держателя весло и подать мне – молодец, очень им горжусь. По веревке переплыл к большой лодке, кое-как скинул сапоги и передал на борт, волоком дотащились до ближайшей скалы. Пока я переодевался и сушился, по рации передали друзьям, что у на ЧП.
Этот случай быстро поставил меня на место. Север не любит, когда нарушают правила, и цена этого бывает очень высока. Я был без жилета, он валялся рядом. Высокие сапоги никогда нельзя пристегивать к ремню, находясь в лодке. Отстегнуть их в воде почти нереально, а воды они набирают очень много и быстро тянут ко дну. Все более-менее ценные вещи должны быть в гермоупаковке и зафиксированы в лодке. Я потерял два собранных спиннинга и пару коробок приманок. Что совсем немного по сравнению с тем, как могло бы закончиться. Можно сказать - дешево откупился, духи озера обошлись малым. Друзья, всегда серьезно относитесь к правилам безопасности! Я получил урок, который никогда не забуду. И уж точно никогда не забуду испуганный крик своего ребенка.
Ни о какой рыбалке не могло быть уже и речи, время прилива мы тоже упустили, поэтому скорым темпом пошли в сторону порогов. На прицепе я шел один, мелкого посадили в большую лодку. Быстро прошли первый порог, хотя утром он нам показался сложным, и подошли ко второму, который буквально недавно мы с легкостью прошли. Минут 15 мы стояли и решали - как же преодолеть быструю реку, которая вся в больших и поменьше булыжниках. Из-за ливня поменялся уровень воды, и тихий спокойный порог превратился в быстрый поток между камней. Было сложно, но мы справились. Все промокли, устали, но прошли. Это был самый интересный мини-поход за весь отпуск! Кстати, рыбку жарили, солили и коптили. По вкусу северная щука и окунь сильно отличаются от рыб центральной России в лучшую сторону, а еще, как бы это не звучало странно, но они бескостные. Из костей только позвоночник и ребра. Удивительно, но факт!
Остаток отпуска пролетел быстро. Жили по циклу приливов и отливов, собирали ягоду, ловили рыбу, парились в бане и купались в море, вечерами общались с друзьями, которых видим не так часто, как хотелось бы. Познакомился с интересными людьми, которые стояли рядом. Они путешествуют на огромном катамаране, который очень бодро идет даже под 6 сильным мотором. Погода была разная. В один день задул серьезный северный ветер. Из-за халатного отношения к установке некоторых палаток сложились шатер, туалет и баня, но быстро поправили и зафиксировали растяжками как надо. Пришло время выбрасываться на материк.
Ожидание нашего проводника не увенчалось успехом, он так и не пришел. Шли до машины своими силами по треку картплоттера. Было немного боязно, особенно, когда он показывал 20 сантиметров глубины, но в итоге дошли удачно. Материк нас встречал еще большим количеством машин, лодок, людей и разных звуков. Подвинув лодки, кое как пристали к берегу. Палатки стояли так плотно, что мне стоило большого труда выехать на машине и не наехать на чужое имущество. Дальше были рутинные сборы, загрузка прицепа, подготовка к дальней дороге. Последний взгляд на море, скалы, пытаюсь запечатлеть надолго, ведь еще целый год я такой красоты не увижу, садимся в машину и трогаемся в сторону дома.
Заехали в магазин в самой деревне и поняли, что купить нечего. Даже обычной воды нет. Минут через 15 приуныла машина, показав целый набор предупреждений. Скинув клемму, сбросил ошибки, но все равно заводилась только с перегазовкой, на холостых троила, а через пару часов снова вылезала куча ошибок. Такая ситуация была первый раз за много лет и почти 300 тысяч километров путешествий, но Пилот довез до дома почти 2000км. Оказалось, что забился клапан ЕГР, его почистили и наш Бегемот снова в строю.
Еще столкнулись с тем, что очень сложно найти жилье, даже в четверг – все занято. Рядом с Петрозаводском так и не смогли забронировать что-то вменяемое, ночевали в мотеле за столицей Карелии. Во всём остальном возвращение прошло ровно, в обед субботы мы уже парковались около дачи. Наше центральное семейное путешествие было завершено!
Уже по дороге назад мы начали анализировать ошибки, которые допустили во время отпуска. Приведу некоторые из них.
- Техника и правила безопасности. Тут все понятно, подробно описал вышел. Соблюдаем, не расслабляемся, не забиваем.
- Особенности места, куда едем отдыхать. В нашем случае питьевая вода стала серьезной проблемой. Это необходимо будет учитывать в дальнейших выездах. Очень понравилась организация сбора дождевой воду у ребят на катамаране. Будем для этих целей приобретать тент.
- Личные особенности. Упав с лодки, я утопил очки. Запасные были…в Москве. Вести машину обратно с плохим зрением в чужих женских очках с затемнением– такое себе удовольствие. В идеале надо одни с собой, одни в запасе и еще одни в машине.
- Неприкосновенный запас еды, воды и одежды. Такой набор должен ждать в машине по возвращению с островов, особенно, если в путешествии участвуют маленькие дети.
Вложения
-
3LLGtAQx9N2rqbXI3ixCuNE4B4EFTGypBnq8sTmUKjY5yCOzJemqNq8Kn82b6enD_AevX_RB.jpg281 KB · Просмотры: 12
-
photo1659849792 (3).jpeg204.7 KB · Просмотры: 12
-
photo1659849833 (1).jpeg163 KB · Просмотры: 11
-
photo1659849833.jpeg182.3 KB · Просмотры: 11
-
photo1659849880 (1).jpeg196.4 KB · Просмотры: 10
-
photo1659849880.jpeg299.9 KB · Просмотры: 11
Последнее редактирование: